Поступаем вместе!

Меню

Облако тегов:

Ссылки:





           

Болонское соглашение, или Образование по-европейски

обмен студентамиВы бы хотели съездить по обмену в Швейцарию, Германию или Испанию? Или набраться опыта и поработать в какой-нибудь европейской стране? Наверняка нашлось бы много желающих. О таких возможностях и говорится в Болонском соглашении, подписанном 19 июня 1999 года в г. Болонья министрами образования 29 европейских государств.

На данный момент Болонский процесс объединяет 46 стран. Это Австрия, Азербайджан, Албания, Андорра, Армения, Бельгия, Болгария, Босния и Герцеговина, Ватикан, Великобритания, Венгрия, Германия, Греция, Грузия, Дания, Ирландия, Исландия, Испания, Италия, Кипр, Латвия, Литва, Лихтенштейн, Люксембург, Македония, Мальта, Молдавия, Нидерланды, Норвегия, Польша, Португалия, Россия, Румыния, Сербия, Словения, Словакия, Турция, Украина, Финляндия, Франция, Хорватия, Черногория, Чехия, Швейцария, Швеция, Эстония.

Основная цель Болонского соглашения – это создание единого европейского пространства высшего образования. Достижение цели приурочено к 2010 году. Правда, весьма сомнительно, что за один год удастся провести все необходимые реформы. Но некоторые шаги по достижению объединения и взаимодействия систем образования различных стран Европы уже сделаны.

Что же подразумевает под собой «создание единого европейского пространства высшего образования»? В первую очередь это сопоставимость степеней высшего образования, внедрение приложения к диплому, обеспечивающего возможность трудоустройства европейских граждан, и введение двухциклового обучения: бакалавриат и магистратура. Также это внедрение европейской кредитно-трансферной системы, развитие мобильности учащихся и преподавательского персонала, введение внутривузовских систем контроля качества образования и расширение межинституционального сотрудничества.

Как вы смогли заметить, Беларусь – это одна из немногих европейских стран, которая не приняла Болонского соглашения. Это связано со многими несоответствиями в нашей и европейской системах образования. И пока что рано говорить о том, чтобы в скором времени присоединиться к Болонскому процессу.

Да и введение Болонского соглашения не во всех европейских странах встречается с одобрением. В России считают, что с разделением обучения на два цикла возникнут проблемы у тех, кто получит только степень бакалавра. Их, как «недоученных» специалистов, будут неохотно брать на работу. В таких европейских странах, как Франция, Греция, Сербия, преподаватели, студенты и школьники выступают с протестами Болонскому процессу. Так, в Греции и Сербии, им удалось вынудить правительство отказаться от навязывания принципов Болонского соглашения, т.е. приватизации образования.

Конечно, если рассуждать здраво, то не все принципы декларации можно применить по отношению к определённым специальностям. К примеру, что такое степень бакалавра для нашего высшего медицинского образования? Или представим себе физика-ядерщика, проучившегося три года и получившего степень? Разве будут эти люди иметь достаточно знаний? Безусловно, нет! А это значит, что в отношении некоторых специальностей введение двухциклового обучения бессмысленно и может нанести большой урон качеству.

Взаимное сотрудничество европейских систем образования – процесс нужный и полезный, просто все нововведения следует вводить осторожно и последовательно.

             
MOZG.by (C), 2007-2008 admin@mozg.by