Поступаем вместе!

Меню

Облако тегов:

Ссылки:





           

Ах, эти школьные сочинения!

гусиное пероВ комнате царит полумрак. Приглушённый свет лампад, не в силах бороться плотной, укутывающей темнотой, робко освещает лишь малый участок комнаты, письменный стол и сидящего за ним мальчика одиннадцати-двенадцати лет. Перед ним лежит пергамент, на котором нетвёрдая мальчишеская рука старательно выводит аккуратные буквы, время от времени макая гусиное перо в стоящую на столе чернильницу…

Такая картина соответствовала бы написанию сочинения гимназистом восемнадцатого века. Сейчас всё по-другому: пергамент превратился в школьные тетради, авторучки уже давно заменили перья – осталась лишь такая же атмосфера творческого порыва и душевной таинственности. Возможно, именно через школьные сочинения проявляется талан будущих Пушкиных и Достоевских, оттачивается талант будущих гениев и творцов литературы.

Сочинение – замечательный способ научиться выражать свои мысли, обрамляя их в складные слова, не бояться высказывать и отстаивать свою собственную точку зрения. Это способ и метод задуматься. Наверное, сочинение – это самая яркая творческая работа, выполняемая в школе.

Правда, не совсем правильно ставить оценки за содержание таких работ. Можно объективно оценить лексическую и грамматическую части, но сопоставить каждой работе какой-то балл в зависимости от её содержания – просто нереально, да и не совсем правильно. Адекватной оценкой знаний учащегося является диктант, контрольная работа, тесты, в конце концов. Но сочинение не может быть правильно оценено: оно может написано, понято, прочувствовано, неким образом охарактеризовано – но не более того.

Кому-то легко даётся написание текста, в ком-то художественная речь заложена чуть ли не с самого рождения, а для кого-то красиво изложить свои мысли даже в нескольких предложениях – проблема. А ведь незаслуженно низкая оценка за приложенные старания и труд могут навсегда отвратить молодого человека от письма и сочинительства. С этим нужно быть осторожнее.

Для меня в школьные годы написание сочинений – было самой любимой и самой простой работой. Я читала много книг, а талант изложения мыслей на бумаге проявился очень рано, и я сама любила писать истории, стихи и просто отдельные мысли. А были люди, просто ненавидевшие сочинения: им было очень сложно написать самим отзыв на ту или иную тему, а перспектива плохих оценок только угнетала. А ведь немного более тактичный подход – и они могли бы научиться и полюбить сочинения.

Порой школьные сочинения становятся просто бесценным кладом шуток и приколов. Так, некоторые перлы просто вошли в историю юмора школьных сочинений: «Он увидел следы копыт и навоз. Это значит, что здесь прошли красные», «Наташа Ростова хотела что-то сказать, но открывшаяся дверь закрыла ей рот», «Дед вылечил зайца и стал жить у него», «Плюшкин наложил посреди комнаты кучу и долго любовался ею» и многое другое.

Но как бы то ни было, именно школьные сочинения – это и первая проба пера, и попытки мыслить, анализировать и описывать события, и способ задуматься.

             
MOZG.by (C), 2007-2008 admin@mozg.by