10 участников олимпиады по физике лишились права на льготное поступление | Mozg.BY | Централизованное тестирование (ЦТ), задачи, тесты, олимпиады
Поступаем вместе!

Меню

Облако тегов:

Ссылки:





           

10 участников олимпиады по физике лишились права на льготное поступление

В этом учебном году новый барьер к дипломам: теперь необходимо набрать не менее 50% от максимальных баллов. И это вызывает ряд вопросов.

Подробнее см. здесь.

Настройки просмотра комментариев

Выберите нужный метод показа комментариев и нажмите "Сохранить установки".

Для тех, кому

Для тех, кому жалко трафика, приведу этот материал прямо здесь:

В этом году из 22 возможных дипломов на республиканской олимпиаде по физике в 11 классе было выдано только 12. Причина в том, что с этого года необходимо набрать не менее 50% от максимальных баллов, чтобы получить диплом. И это вызывает ряд вопросов.

1. Почему именно 50%? А может надо 49 или 53? Или так проще считать? Какие исследования или какой статический анализ привел к этому числу?

Проанализируем результаты республиканской олимпиады участников международной олимпиады, последних двух лет:

2006 год:

ФИ Республиканская Международная
Жугров Александр 153 (54%) Бронза
Сакович Владимир 129 (46%) Бронза
Комар Дмитрий 127 (45%) Бронза
Коледа Денис 131 (46%) Бронза
Полоз Андрей 103 (37%) Похвальный
Всего 192+90 = 282

Диплом по новым правилам смог бы получить только один участник международной олимпиады.

2007 год:

ФИ Республиканская Международная
Севелев Максим 191 (76%) Золото
Глымбоцкий Александр 146 (58%) Серебро
Гулевич Павел 120 (48%) Бронза
Левчук Виталий 132 (53%) Бронза
Малиновский Андрей 114 (46%) Бронза
Всего 150+100 = 250

Диплом смогли бы получить только три участника международной олимпиады.

Выводы делайте сами.

2. Зачем нужно было вводить этот барьер? Повысить престиж олимпиадного движения, уменьшить число недостойных льготного поступления в вузы?

Олимпиада – это соревнование среди сильнейших. И как бы смотрелось введение такого барьера, например, на олимпийских играх? Для того чтобы сегодня пройти на IV этап, учащиеся должны выдержать такой отбор, который никогда не будет ни в одном вузе: I этап – лучшие из 10–25 учеников класса (а если это физмат класс?), II этап – лучшие из 30–40 учеников района (а если это город, а еще престижнее г. Минск?), III – лучшие из 30–40 учеников области. В итоге конкурс 1 к 18000 (20?30?30). А какие задачи при этом приходится решать? И если после такого отбора ученик не может учиться в вузе, то нужно специальная проверка (расследование), по какой причине отчисляют учащихся, и как ему в руки попал диплом, а не делать обобщение на всех участников олимпиады.

Попробуйте дать задания 11 класса республиканской олимпиады по физике студентам физического факультета БГУ, и сколько процентов наберут они? А еще лучше это сделать среди всех студентов, сдававших физику при поступления. По-моему средний балл не будет составлять больше 10%.

Если же без барьеров никак нельзя, то можно сделать по примеру международных олимпиад, где отсчет процентов идет не от максимального балла, а от среднего балла трех лучших работ.

Последствия этого барьера

1. Уже было изменение (участие лицеев в районных олимпиадах), которое снизило заинтересованность учащихся школ принимать участие в олимпиаде II этапа. Данное решение коснется сейчас учащихся лицеев. И окажется прав Солнцев Максим (ученик школы № 51 г. Минска), который призывал учеников 10 классов больше уделять внимания подготовке к тестированию, чем к олимпиадам. С меньшими усилиями вы добьетесь лучшего результата для поступления в вузы.

2. Участники республиканских олимпиад уделяли основное внимание физики за счет других предметов. И как результат, у них ниже, чем они могли иметь, средний балл аттестата, неуверенность в языках. Единственным выходом у них теперь является поступление в вузы России, где средний балл аттестата не нужен, и где по русскому только зачет.

И окончательный вывод

Такое нововведение является еще одним шагом в подрыве олимпиадного движения республики Беларусь и способствует «утечке мозгов» за границу.

Мое мнение

А мое мнение таково: всех участников Республиканской олимпиады нужно без экзаменов зачислять в ВУЗ.

И всё. Тут и спорить нечего, как мне кажется. Дать льготу 20-ти лучшим физикам в стране..! Что мешает это сделать?

Так нет же, набирают по ЦТ, а потом думают, как сделать так, чтобы после первой сессии половина не ушла в армию...

ответы

За 19 лет руководства жюри республиканской олимпиады школьников по физике, я привык отвечать за свои действия. Я не судья на поле – свистеть не буду! Поэтому считаю обязанным дать комментарии к итогам Республиканской олимпиады по физике 2008 года.

1. Олимпиада школьников по любому предмету есть игра (пусть очень сложная, очень престижная, очень важная, принципиальная, требующая значительных умственных и временных затрат и т.д.), поэтому она должна проводиться «по правилам», «по закону», а не «по понятиям». Для меня, председателя жюри, эти «правила» установлены соответствующей Инструкцией (при необходимости на сайте Министерства образования можно найти ее выходные данные и многочисленные согласования, которые она прошла). Даже если я не согласен со всеми пунктами этой инструкции, я обязан их соблюдать.
Теперь абсолютно точный ответ на вопрос «Откуда взялось число 50%?» - из соответствующего пункта инструкции!

2. Достижим ли был в этом году рубеж в 50%? Мое твердое убеждение – «ДА!». Успокойтесь, попытайтесь оставить в стороне эмоции и посмотрите спокойно на условия задач. Укажите мне, для решения какого из них требовались сверхгениальные способности? Где необходима была высшая математика (в третьей задаче – в одном пункте взять производную)?
Я всегда утверждал и буду утверждать и доказывать (если мне это позволят в дальнейшем), что главное в решении олимпиадных задач – понять физическую сущность, самому себе объяснить «на пальцах», а затем перевести эти здравомыслящие рассуждения на язык математики – готов это попытаться доказать на примере любой олимпиадной задачи этого года!
И, наконец, приведу табличку (по 11 классу): по всем задачам - максимум, установленный решением жюри; максимальный балл, набранный кем-то из участников (это разные участники, поэтому максимальная сумма не равна сумме максимальных); средний балл по задаче (по всем участникам олимпиады)

1ТТ 2ТТ 3ТТ 1ЭТ 2ЭТ сумма
Максимум 25 50 40 30 30 175
Макс. набранный 25 50 40 27 28 147
Среднее 11 14 13 19 14 71
Процент среднего 44% 28% 33% 63% 47% 41%

Выводы:
- все задачи были решаемы;
- средний балл, набранный на олимпиаде, превышает средний балл централизованного тестирования по физике прошлого года (официальная цифра, по-моему, 28 из 100), следовательно, задачи ЦТ были сложнее олимпиадных. Вот такая игра в «цифирь» получается!

3. Теперь о подготовке к ЦТ. Если вы такие способные и гениальные, то почему вы его (ЦТ) так боитесь?
Для тех, кто все-таки решит основные усилия направить на подготовку к сдаче ЦТ, осмелюсь дать совет: готовьтесь лучше к «Спортлото» - правила примерно те же, а выигрыш может быть больше!

4. Напрасна ли подготовка к олимпиаде? Если вы считаете основной или единственной целью этой подготовки получение «индульгенции» (в смысле пропуска, а не прощения грехов) в ВУЗ, то напрасна! Если же вас хоть немного интересует физика, если вы хотите хотя бы немного научиться рассуждать, пытаться вникнуть в сущность явлений, найти причинно-следственные связи, то нет, не напрасна – подготовка к олимпиаде может помочь вам в это этом, даже если вы не собираетесь стать физиком! Мое мнение и мнение моих коллег по разработке заданий – основные цели олимпиады: повысить интерес к физике, показать ее красоту; найти действительно талантливых (а не «натасканных» на ограниченный круг традиционных задач «с брусками и веревочками») учащихся, имеющих смелость самостоятельно рассуждать (на основе твердого знания физических законов), а не бездумно жонглировать двумя десятками вызубренных формул. Поэтому мы не жалеем времени на поиск новых идей и тщательную разработку текстов задач и их решений. Правда, эти усилия окупаются ценностью общения с вами, участниками олимпиад, действительно способными и талантливыми!

5. В заключение – а может и прав Максим Солнцев? Может действительно бросить эту подготовку и проведение олимпиад; сохранить время, нервы, здоровье и заняться репетиторством по подготовке к централизованному тестированию?

С искренним уважением, А.И. Слободянюк

Упс...

Спасибо за развернутый комментарий, нам его очень не хватало.

1 Вопрос «Откуда взялось число 50%?» адресован Министерству образования.

2 " задачи ЦТ были сложнее олимпиадных" - спасибо, улыбнуло.

3 "почему вы его (ЦТ) так боитесь?" - там часо встречаются ошибки, аппеляции не принимаются...

4 "Напрасна ли подготовка к олимпиаде?" - точно не напрасна. Мне олимпиада и турнир очень многое дали. Я теперь физикой почти не занимаюсь, но приобретенные навыки оказались очень полезны и применимы в других областях.

У нас на сайте уже "мэтры" активность проявляют... Спасибо!

Мое скромное мнение

«Для меня, председателя жюри, эти «правила» установлены соответствующей Инструкцией… Даже если я не согласен со всеми пунктами этой инструкции, я обязан их соблюдать.»
Если Вы, человек, как никто другой знающий все тонкости олимпиады (хотя, на мой взгляд, здесь речь идёт не о тонкостях, а о фактах, лежащих на поверхности), не согласны, то к этому стоит прислушаться лицам, подписавшимся под этой Инструкцией, какую бы высокую должность они не занимали. Но для того, чтобы услышали, надо говорить…
Ведь к Вам они прислушаются больше, чем к жалобам и обвинениям со стороны, обрушивающимся на них горами бумаг.
О неприкосновенности Инструкций. Из-за такой вот недоработанной инструкции, а не из-за финансовых причин, как было сказано Л. Г. Марковичем на РТЮФ, в прошлом году не поехала команда на международный турнир. Достаточно увидеть глаза детей, которые самоотверженно к нему готовились на протяжении года и не смогли поехать (потому что, пока препирались с Министерством, по инстукции не разрешающим оформить спонсорские деньги, банально кончились билеты на самолёт), чтобы не молчать.
Но в прошлом году промолчали. И вот теперь ситуация с поездкой может повториться.

Мой опыт участия в городской олимпиаде и история с дипломом показали, что Инструкцию можно нарушить безболезненно. Достаточно пойти друг другу навстречу.

О 50% барьере. Он был, я так понимаю, введён для уменьшения количества дипломов.
Его введение повлекло и повлечёт облегчение олимпиадных заданий для повышения количества дипломов. В результате количество дипломов остаётся на прежнем уровне, а уровень сложности и ,вследствие этого, престижности олимпиады падает. Где логика введения этого барьера?

«Мое мнение и мнение моих коллег по разработке заданий – основные цели олимпиады: повысить интерес к физике…» В моём случае, к сожалению, всё оказалось в точности до наоборот. И мне что-то подсказывает, что не только в моём…
Просто не надо забывать, что олимпиада – это работа с детьми. Какими бы гениальными они ни были, они остаються детьми. А не поголовным количеством дипломов.

С безмерным уважением, Ольга Картынник.

Спасибо

Спасибо Вам за интересный комментарий и личное мнение.

Давайте вместе думать, как нам внятно сформулировать свою позицию и донести ее до широкой общественности и ответственных лиц.

Против чего конкретно мы возражаем? Что можно изменить?

Ужас какой-то..

Как можно, люди получают бронзовую медаль на межнаре, а им еще нужно сдавать какие-то левые языки и прочую дребедень... Просто дебилизм чистейшей воды! Ну ничего - поедут ребята учится куда-нибудь подальше от Беларуси (а такие ребята не пропадут в разумной стране, по-любому)- за ошибки МинОбразованию надо платить, платить потеряными для Беларуси мозгами...

Вот если прикинуть...

Если раньше 45% участиков получало дипломы, а теперь поменяли на правило 50% баллов, то чем это вызвано? Все меньше учащихся умеют видеть "красоту физики" в полном цвете, и отбирают только истинно грамотных?

Ответ Слободянюку А.И. от автора этой темы

Мои вопросы в статье в меньшей мере касались Слободянюка А.И.
Ответ 1.
«п. 1. Начальник всегда прав.
п. 2. Если …, см. п. 1.»
Инструкция

В моей статье вопроса «Откуда взялось число 50%?» не было, поэтому я на него ответа не ждал. Меня интересовал вопрос «Почему именно 50%?»
Вопросы к А.И. могу продолжить:
-Принимали ли вы участие в обсуждении этого вопроса и на каком уровне?
-Считаете ли вы необходимым введения 50% барьера?
Ответ 2.
«Было всего три задачи…
Я решал эту задачу всего месяц.»
Из неизданного А.И.Слободянюка

Для решения задач не требовалось сверхгениальных способностей, нужно было больше времени, если отбросить только такую мелочь, что во второй теоретической задаче рассматривались вопросы, за которые были вручены нобелевские премии: эффект Холла (1985, 1998 года) и магнетосопротивление (2007). А так всего 27 заданий на 5 часов: первая теоретическая задача включала в себя 3 задачи (7 вопросов), вторая – 12 вопросов; третья – 8 вопросов. Авторское решение заняло 9 страниц (А4, шрифт 12) печатного текста.
Вопросы к А.И. Слободянюку:
-Если на такой «решаемой» олимпиаде победитель получает «всего» 74 % (147 из 200), то дипломов на международной олимпиаде в этом году можно не ожидать?
-Если задачи ЦТ сложнее олимпиадных, то может быть провести республиканскую олимпиаду по заданиям ЦТ, а ЦТ по …?
Ответ 3.
«Готовьтесь лучше к «Спортлото» –
правила примерно те же,
а выигрыш может быть больше»
Из новых советом А.И.Слободянюка

А где было сказано про то, что участники олимпиады боятся ЦТ (по физике)? Как показывает опыт, победители областных олимпиад сдают не ниже 80 баллов ЦТ по физике, и основные ошибки на заданиях 1 уровня. Повторяю, участники олимпиад по физики имеют слабые знания по языкам (кстати, в названии темы была ошибка, за неделю кто-нибудь ее заметил?) и не, всегда, высокий средний балл аттестата.
Вопросы к А.И. Слободянюку:
- Какие студенты лучше сдают сессии на вашем факультете БГУ, те, кто при поступлении имели по ЦТ по физике 40 баллов, по русскому 90, или, наоборот, по физике 90, а по русскому 40 (числа примерные)?
Ответ 4.
«Основная моя задача отобрать
учащихся на международную олимпиаду»
Из неизданного А.И.Слободянюка

Никто не спорит, вы делаете огромную работу, и являетесь основным двигателем олимпиадного движения по физике нашей республики. Но конечные цели у нас разные. Вам, как руководителю команды республики, нужна победа на международной олимпиаде, нам, учителям, подготовить учеников к поступлению в вузы. И диплом на республиканской олимпиаде служит (служил?) достаточно мощным стимулом для привлечения учащихся к олимпиадному движению. И перед учителями теперь стоит вопрос: «Имею ли я право рисковать судьбой и здоровьем ученика, готовя его к олимпиадам высокого уровня?». Общаясь с другими учителями республики, могу сделать вывод, что этот вопрос в последнее время возникает все чаще и чаще, и ответ на него обычно отрицательный.
Вопросы к А.И. Слободянюку:
-Много ли вы можете назвать новых учителей, которые придут на смену нашим «зубрам» (Барашкову В.В., Волынцу Е.Е. и др.)?
Ответ 5.
Народ на репетиторство к вам пойдет, разбогатеете. Купите дачу на Кипре… Но это скажется на олимпиадном движение посильнее, чем введение 50% барьеров.
С уважением А.Л. Сакович,
руководитель команды
Могилевской области с 1997 года.
PS. Мнение других учителей по этой теме вы можете прочитать в комментариях к моей статье на сайте www.alsak.ru.

За комментарий

За комментарий спасибо.

Очень интересная дискуссия назревает.

Давайте только не расстаскивать аудиторию по разным сайтам, а обсуждать этот вопрос здесь...

             
MOZG.by (C), 2007-2008 admin@mozg.by